Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются обычные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна: дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Поэтому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.
В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
В нашей школе инклюзивное образование официально реализуется с 2016 года с внедрением ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, хотя на самом деле, пробы создания условий для ребят с ДЦП и синдромом Дауна в стенах нашей школы начались с 2010 года. Совместно с кафедрой специальной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева мы разрабатывали и успешно реализовывали программу психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.
В настоящее время у нас разработаны и реализуются адаптированные общеобразовательные программы (АОП) для обучающихся следующих категорий: задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, слабослышащие и иными ограничениями здоровья. Адаптированные программы разработаны с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА детей инвалидов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Все обучающиеся с ОВЗ нашей школы обеспечены коррекционно-развивающим сопровождением специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, входящих в единую школьную Службу сопровождения.
В основе инклюзивного образования МАОУ СШ № 150 лежат следующие принципы:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения учителей и родителей других детей к детям с ОВЗ, от готовности их к совместному взаимодействию. Формирование инклюзивной культуры (IK) родителей — это принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается. Семья для ребенка с нарушениями в развитии — это место, где можно найти помощь, понимание, решить возникшие проблемы; это самые близкие люди, воспринимающие ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Однако зачастую именно самое близкое окружение препятствует адаптации ребенка к жизненным условиям, становится причиной формирования негативных качеств в ребенке.
Однако, с точки зрения Иллича, школьные неудачи связаны не с внутренними дефектами ребёнка, а с культурной средой. Если дети видят, что родители и педагоги работают вместе, они лучше понимают важность образования. Работа с родителями повышает возможности закрепления желаемого поведения, навыков общения и социализации. И именно через вовлечение родителей детей с ОВЗ, мы формируем IK в школе.
Проблему адаптации родителей мы решаем через семейный Клуб Волшебник, когда раз в неделю мы можем семьями собраться с той или иной целью. Примерный план встреч мы также стараемся определить в нашу первую встречу перед началом учебного года, с учетом анализа проведенных встреч предыдущего года и пожеланий вновь присоединившихся семей. В течение года у нас проходят творческие занятия (рисование, лепка, поделки) два раза в месяц, профориентационное просвещение детей, начиная с первого класса раз в месяц сами родители проводят такие встречи, где знакомят детей со своей профессией или приглашают того или иного специалиста (кондитерское, парикмахерское, художественное искусство, медицина, педагогика и тд), а также на этих занятиях в игровой форме дети знакомятся со своими профессиональными способностями и возможностями. Раз в месяц мы просто собираемся для того чтобы познакомиться поближе, обсудить успехи своих детей, поделиться какой-то новой информацией, потому что это очень важно – говорить с человеком, который тебя понимает!
Семейный Клуб Волшебник также информирует об особенностях развития ребенка той или иной нозологии, об основных характеристиках качества психического развития и их соответствия возрастным нормам, о роли эмоционально-позитивного общения, игровой деятельности и т.д. Так сказать, ведет работу по профилактике отсутствия компетентности в принятии решений относительно своей жизни и жизни своего ребенка. Компетентность родителей зачастую зависит не столько от знаний по проблеме взаимодействия с ребенком в ограниченными возможностями здоровья, сколько от взаимоотношений между семьей и специалистами, возможности получить определенный спектр услуг для ребенка. В неформальной обстановки семейного Клуба такую цель достичь можно гораздо быстрее и эффективнее.
Организация образования в МАОУ СШ № 150
Муниципальная модель инклюзивного образования г. Красноярска
Модель инклюзивного образования в МАОУ СШ № 150
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 11.03.2016г
Письмо МИНОБРНАУКИ о введении ФГОС ОВЗ
Приказ МИНОБРНАУКИ №1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
Приказ об утверждении городских базовых площадок по инклюзивному образованию
Постановление о получении денежной компенсации для детей с ОВЗ находящихся на надомном обучении
Концепция развития инклюзивного образования 2020-2030гг
Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025гг
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ:
Приказ о внесении изменений в регламенты предоставления муниципальных услуг
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк)
Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ
Положение о организации инклюзивного образования в МАОУ СШ № 150
План создания условий для реализации ФГОС ОВЗ в МАОУ СШ №150
План мероприятий «дорожная карта»
Положение о коррекционно-развивающей службе (службе сопровождения)
Положение о системе оценивания знаний и достижений обучающихся с ОВЗ
ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОУ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Регламент предоставления муниципальной услуги по зачислению в МАОУ СШ № 150
Порядок приема детей с с ограниченными возможностями здоровья
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе с ОВЗ
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организация питания детей с ОВЗ
Условия питания и охраны здоровья обучающихся
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
МТО и оснащённость образовательного процесса
План адаптации для МГН объекта МАОУ СШ № 150 на период 2016-2020гг
План адаптации для МГН объекта МАОУ СШ №150 на период 2020-2025гг
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Электронные ресурсы для обучающихся
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МАОУ СШ №150:
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся начального основного образования с расстройством аутистического спектра
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей
Адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с иными особенностями в здоровье
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ:
Примерная АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примерная АООП начального общего образования для глухих обучающихся
Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Примерная АООП начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушением речи
Примерная АООП начального общего образования для слабовидящих детей
Примерная АООП начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Примерная АООП начального общего образования для слепых обучающихся
Методические рекомендации:
Методические рекомендации родителям
Методические рекомендации по организации и проведению ГИА
Полезные ссылки:
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов